понедельник, 21 марта 2022 г.

Книга Памяти

«Книга памяти» класса как способ сохранения памяти о Великой Отечественной войне

Автор: Мифтахутдинова Екатерина Дамировна,

ученица 8 В класса

  Введение

В 2020 году в России состоялось празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Эта война унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. С каждым годом все меньше и меньше становится живых очевидцев тех событий.

Священный долг каждого поколения -  это сохранение памяти о фронтовиках, тружениках тыла, детях военной поры. В этом состоит актуальность проекта.

До тех пор, пока живы участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети военной поры, которые могут рассказать о прошедших событиях: как жили, как сражались, как работали, во что верили, на что надеялись – эти документальные факты необходимо собрать и сохранить.

Цель проекта: создание «Книги памяти класса» для сохранения памяти об участниках Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

·​ изучить семейный архив; узнать, были ли в семье родственники-участники Великой Отечественной войны;

 ·​ подобрать фотографии и документы из семейных архивов;

 ·​ подготовить сообщения о родственниках-участниках Великой Отечественной войны;

   создать электронный и бумажный архив об участниках Великой Отечественной войны.

  Для достижения поставленных задач нами были использованы различные источники информации.  Мы изучили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии.  Проанализировали базы данных интернет-сайтов: ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа».

 Объектом исследования являются события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Предметом – истории конкретных семей в годы войны.
 При проведении работы мы использовали 
различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.  

 Гипотеза: если будут выполнены поставленные задачи и реализована цель проекта, то участники проекта смогут получить интересную, разнообразную информацию о своих семьях и жизни народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что в дальнейшем материал можно использовать:

  • на уроках истории, обществознания;

  • при написании творческих работ и исследований, посвящённых Великой Отечественной войне;

  • при подготовке внеклассных мероприятий и написании творческих работ;

  • при разработке экскурсий по школьному музею.

Особое внимание сегодня необходимо уделять изучению истории родного края, истории своих семей, потому что воспитание патриотизма и любви к своей Родине, осознание себя как гражданина происходит через познание своей малой родины, ее культуры, истории и литературы. Как известно, «на творчество и созидание способен тот, кто много знает о своей Родине». Всецело этому может способствовать обращение к истории Великой Отечественной войны.

Глава I.  «Книга памяти» класса как способ сохранения памяти о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Однако все дальше и дальше в историю уходят от нас эти грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе тягот военного и послевоенного быта. С каждым годом все меньше и меньше становится живых очевидцев тех событий. А значит, исчезает живая память.

Священный долг каждого поколения -  это сохранение памяти о фронтовиках, тружениках тыла, детях военной поры. Для нас, потомков, всегда должны быть актуальными слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». Разбудить человеческую память – наша задача.

Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, как надо отстаивать её свободу.
 Воспитание памяти о своем роде, своей семье – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа и страны.

В годы Великой Отечественной войны в каждой семье были люди, которые приближали Победу, совершая подвиги на фронте или в тылу. Евгений Агранович написал об этом так:

Нет в России семьи такой,
 Где б не памятен был свой герой.

У нас, правнуков победителей, еще есть возможность записать рассказы о фронтовиках, тружениках тыла, детях военной поры непосредственно от родных. Эти документальные факты необходимо собрать и сохранить, чтобы память о каждом защитнике Отечества была жива.

Знать историю своего рода особенно необходимо подросткам, когда у них происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшние дети - мостик между поколениями, именно они должны рассказать правду о войне последующим поколениям. Поэтому необходимо бережно относиться к семейной памяти и ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений. Всецело способствовать этому процессу может создание «Книги Памяти» класса.

В прошедшем учебном году мы очень тщательно изучали семейные архивы. Совместно с родителями учащиеся знакомились с документами семейного архива, рассказывали о самых важных документах семьи. Мы оформили папку «Семейный архив» для хранения копий документов, имеющихся в семьях, с описаниями их особенностей и рассказов близких. Особенно актуальным стало изучение военных документов. Из семейных архивов извлекались фронтовые письма, фото, наградные книжки, военные билеты.

Во время данной работы выяснилось, что некоторые ребята до этого и не знали о том, какие ценные вещи хранятся в их семье, а их прадеды и прабабушки имеют героическое прошлое.   Так возникла идея создания отдельного архива семейных документов, связанных с Великой Отечественной войной. В ходе поисковой работы решили объединить весь собранный материал в «Книгу памяти».

«Книга памяти» содержит следующую информацию: ФИО участника  Великой Отечественной войны; годы жизни ветерана; рассказ о том, где человек воевал (по имеющимся данным); где, когда и при каких обстоятельствах погиб или умер (в том случае, если участник погиб или умер); где, когда и при каких обстоятельствах пропал без вести (в том случае, если участник пропал без вести); где участник живёт на данный момент (в том случае, если участник жив на данный момент); фотографии, отсканированные письма, наградные листы, военные билеты и прочие документы. 

В «Книге памяти» использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в книге могут быть опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся класса о военных годах. 

Перспективным считаем создание электронной Книги памяти и размещение её в сети Интернет. Подобную брошюру можно создать о вдовах, тружениках тыла и детях войны, статьи в которой можно будет сделать в форме их воспоминаний.

Вся деятельность по сбору материалов для Книги памяти строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.

Участниками проекта являются учащиеся 7 «В» класса МАОУ СОШ №166, интересующиеся историей своей Родины, своей семьи. Кроме этого во время поисковой деятельности привлекались к работе над проектом родители учащихся, люди пожилого и пенсионного возраста, ветераны.

Проект долгосрочный. Продолжительность – 3 года. (2018 г. – 2021 г.)

Основные этапы реализации проекта

Работа над проектом проводится в три этапа:

I этап – подготовительный: анкетирование и анализ анкет, поиск и сбор информации о членах своей семьи, живших во время войны; подбор фотографий;

II этап – основной: создание листовок о членах своей семьи–участниках войны; оформление тематического стенда и его использование для проведения классных часов, бесед, экскурсий.

III этап – заключительный: соединение разрозненных рассказов воедино, оформление и презентация «Книги памяти».

В ходе работы над проектом учащиеся получат информацию о членах своей семьи – участниках войны. Каждый ребенок почувствует свою сопричастность к празднованию Дня Победы и на примере конкретных дел и поступков, почувствует гордость за свою семью и «свою Родину».
  Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях
Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим.). Недостаток сведений семейных архивов учащихся компенсируется документальными сведениями интернет-сайтов ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк». Сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну, – главная наша задача.

В 2018 году, когда мы пришли в 5-й класс, началась поисковая работа. Привлекались к работе родители и родственники.  В архиве мы собрали материал не только о людях, воевавших на фронте, но еще и о тех, кто был в тылу и всеми силами помогал фронту, у нас есть рассказы и о детях, которые  с детства увидели все ужасы войны. Мы даже и не подозревали, что можно узнать столько информации.   К нам в класс могут поступить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в Книгу Памяти будут вписаны новые имена.

Первые шаги заключались в обращении к архивам, интернет-ресурсам. 

1.1. Семейный архив

АНАЛИЗИРУЕМ

УСТАНАВЛИВАЕМ

Документы: письма, похоронки,  свидетельства о рождении, браке;  фотографии; истории болезни; справки о ранении;  автобиографии;  воспоминания; наградные документы; военный билет, ветеранские книжки
 
Семейные предания

1. Фамилию, имя, отчество (с вариантами написания).
 2. Дату, место рождения.

 3. Место, дату призыва.

 4. Учебные заведения, воинские части, в которых проходила служба (учеба) (номера полевых почт), звания.

 5. Награды.

 6. Факты ранения, нахождения в плену.

 7. Однополчан, командиров.

 
8.Место гибели, организацию, выславшую извещение о смерти.

Поиск сведений дома

Прежде всего, нужно точно знать фамилию, имя, отчество, год рождения и место рождения. Без этих сведений искать будет очень сложно. Место рождения должно быть указано в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы.

Соответствие между дореволюционным, предвоенным и современным административно-территориальным делением можно выяснить в интернете. (Справочник административного деления СССР в 1939-1945 годах на сайте СОЛДАТ.ru)

Обычно нетрудно бывает выяснить время призыва и место проживания призывника. По месту проживания можно определить, каким районным военным комиссариатом (РВК) он был призван.
 В первую очередь рекомендуется ещё раз просмотреть все сохранившиеся документы, письма, фотографии, обращая внимание на номера воинских частей и полевых почтовых станций, даты, звания, названия населённых пунктов. Звания можно о
пределить по знакам различия на сохранившихся фотографиях. Если звание неизвестно, то принадлежность к рядовому, командному и политическому составу можно приблизительно определить по воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.

В ходе работы над проектом изучались письма с фронта. Все письма с фронта просматривались военной цензурой, военнослужащие были об этом предупреждены, поэтому обычно в письмах не указывались названия и номера воинских частей, названия населённых пунктов. Первое, что нужно определить: номер Полевой Почтовой Станции (ППС или "полевая почта"). По номеру ППС часто удаётся определить название воинской части. («Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах»,  «Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943-1945 годах» на сайте СОЛДАТ.ru)

При поиске и анализе данных важно искать по всем возможным сочетаниям данных и написаниям ФИО. Искать, постепенно уменьшая количество реквизитов. Сделать максимально широкую выборку поисковых результатов. Обратить внимание на автора и время создания документа, лежащего в основе результата. Соотнести полученные данные с современным административно-территориальным делением. Учесть возможные ошибки в написании имен собственных.

Если человек вернулся живым, то работать можно с опорой на таблицу.

 Устанавливаем места службы:

(конкретные части, подразделения, время нахождения в них):
 - анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера соединений

  - обращаемся в военкомат

  - обращаемся в организацию, где работал (личное дело)

 - изучаем базы данных Подвиг народа и ОБД Мемориал, устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены), факты ложного учета как погибшего (в составе какой части и в какое время)

Устанавливаем боевой путь:

1. Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей по интернет-источникам, книгам. Соотносим со временем нахождения в них искомого лица.
 2. Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а также с музеями, расположенными на территории боевого пути воинских частей. Можно обратиться в наиболее старые школы в районе, места жительства вернувшегося с войны, ветеранские организации.

 3. Если был факт ранения – делаем запрос в АВММ МО РФ, награждения – в ЦАМО, плена – ищем фильтрационное дело.

 4. При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути –
обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

 

Если человек был убит, то работаем по другой схеме.

Сбор данных: место гибели, места службы

-  изучаем ОБД  Мемориал, уточняем место и дату гибели, захоронения
 - уточняем современное АТД места гибели, за сведениями о захоронении обращаемся в военкомат по месту захоронения.

 - анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей

  - обращаемся в военкомат (в какую часть призвали)

  - изучаем базу данных Подвиг народа устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:

Делаем запрос в ЦАМО (др. архив) - подтверждаем факт гибели. Указываем реквизиты дела из ОБД Мемориал.
 Ищем место захоронения и историю последнего боя в Интернете. Устанавливаем связь с поисковиками и краеведами по месту захоронения.

 Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей в интернете, по книгам.

 Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а также с музеями, расположенными на территории боевого пути воинских частей, потомками однополчан.

Алгоритм работы с материалами о тех, кто пропал без вести или умер в плену дан в таблице.

Сбор данных: место смерти, места службы

- изучаем ОБД  Мемориал, БД Саксонские мемориалы уточняем место и дату смерти, захоронения
 - устанавливаем современное АТД места смерти, за сведениями о захоронении на территории СНГ обращаемся в военкомат по месту захоронения.

 - анализируем семейную память,  устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей

  - обращаемся в военкомат (в какую часть призвали)

  -изучаем базу данных Подвиг народа устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:

Делаем запрос в соответствующий архив (если обнаружена ссылка в базах, указываем ее реквизиты) или Красный крест (см. Солдат.ru).
 Ищем место захоронения и историю лагеря в Интернете. Устанавливаем связь с муниципалитетом по  месту захоронения. (для СНГ – с поисковиками, краеведами)

 Если до плена установлен факт ранения обращаемся в АВММ МО РФ, награждения обращаемся  в ЦАМО (др. архив).

 При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

 Поиск судьбы воина – достаточно длительное и нелегкое дело, которое не всегда приводит к достоверным и конкретным результатам. Но даже крупицы нового знания о человеке всегда ценны.  Они навсегда будут включены в семейную историю, если разместить их на сайте «Бессмертного полка», то они дополнят историю Великой Отечественной войны от первого лица.

Участие в проекте по созданию «Книги памяти» дает возможность учащимся расширить знания о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Дети изучают семейный архив, работают с фотографиями и документами, готовят сообщения о родственниках.

В нашей школе в течение последних пяти лет проходит акция по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Благодаря этому проекту создана школьная электронная «Книга Памяти», в которой содержатся рассказы о ветеранах. Есть там материалы и о наших прадедушках и прабабушках.

В 2020 году к Дню Победы в школе открыт музейный зал, посвященный Великой Отечественной войне. Наш класс приготовил и сдал материалы для выставки. В них представлены не только фотографии ветеранов, но и их биографии, копии документов, воспоминания о них. Подготовить материалы помогли родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны.

Работая над книгой, ребята смогли по-другому взглянуть на историю страны: они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны. Теперь каждому стало понятно, что история создается усилиями не только политиков и правителей, но и простых граждан. Кроме того, работа над книгой объединила детей и родителей, бабушек и дедушек.

 Глава II. Материалы из семейных архивов

В «Книгу памяти» класса вошли материалы из семейного архива моей семьи. Остановимся на них более подробно.

Дмитрий Михайлович Котляр – мой прадед с материнской стороны. Годы жизни: 1888-1944. В довоенное время жил с семьей в городе Конотоп Сумской области (Украина). Он был учителем естествознания. Когда город был оккупирован немецкими войсками, то его оставили в городе для связи с партизанами. Он был схвачен немцами, его пытали. Из немецких застенков он был освобожден советскими войсками. Пытки сильно подорвали его здоровье, вскоре после освобождения из плена он скончался.

Шихалева (Котляр) Екатерина Дмитриевна (1929 – 2017 год)

Екатерина в довоенное время жила в г. Конотоп. В 1941 году, когда город был занят немецкими войсками, ей исполнилось 12 лет. Во время оккупации она в один миг стала взрослой, заботу о семье считала своей обязанностью. В 1944 году она пошла учиться в ФЗО. В послевоенное время она вышла замуж за летчика и оказалась на Урале. Работала на Ирбитском мотоциклетном заводе. Награждена медалями за доблестный труд.

Мокин Павел Афонасьевич. Год рождения – 1930.

Павел Афонасьевич в 1942 году закончил школу. В годы войны работал разнорабочим в колхозе им. Сталина Свердловской области. Позже трудился в Режевской МТС трактористом. За достижения в труде награжден медалями. Имя П.А. Мокина занесено в Книгу Трудовой Славы. В 2020 году он награжден юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.». В данное время П.А. Мокин проживает на территории Режевского ГО.

Мефтахутдинов Шамси – мой прадед с отцовской стороны. Он родился в 1919 году. В армию был призван Шахтинским военкоматом в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны был на фронте, воевал. В 1942 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Был сержантом, командиром отделения. В конце войны служил в составе 912-го саперного отделения. После окончания войны вернулся домой. Работал на шахте. Награжден за трудовую доблесть и мужество, проявленное в годы войны. 

Материалы из семейного архива моей семьи были переданы в «Историко-литературный музей-клуб МАОУ СОШ №166». В музейном зале на выставке «Победили в боях, победили в тылу» на стенде «Стена Памяти» расположены фотографии моих родных, принявших участие в войне. Во время музейных уроков звучит рассказ о подвигах моих близких.

Заключение

Нашим проектом мы хотим поимённо поблагодарить и живущих рядом с нами ветеранов войны, тружеников тыла, детей военного времени и тех, кто не вернулся с войны.

  Считаем, что работа нами была проделана огромная. В подготовку книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Во многих семьях сведения о родственниках были собраны или материалы собираются. 
 Работая на
д книгой, ребята по-другому взглянули на историю страны – они воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане, такие, как их прабабушки и прадедушки.

  Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек, дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти.
 Данный проект помог у
ченикам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри – с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков.

 

Список литературы

Интернет-ресурсы.

ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html )
 «Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (
http://www.podvignaroda.ru/ )
 Саксонские мемориалы – сведения о погибших в плену на территории Германии (
http://www.dokst.ru/)
 Мемориал. Жертвы политического террора в СССР – сведения о репрессированных, уточнение места рождения (призыва) в т. ч. по косвенным (родственники) данным. 
http://lists.memo.ru/

Справочные ресурсы

Солдат.ru – справочники (в том числе – полевых почтовых станций), ссылки на интернет-ресурсы, памятка по поиску пропавших без вести, формы запросов (анкет) http://www.soldat.ru/
 Википедия – краткие данные о времени формирования и действия воинских частей 
http://ru.wikipedia.org
 Росархив – сведения, куда обращаться по конкретным направлениям поиска 
http://archives.ru/faq/war.shtml
 Портал «Архивы России» - адреса архивов   
http://www.rusarchives.ru/

 

 Приложение 1. Фотография Ш. Мефтахутдинова.

 

 

 

Приложение 2. Фотография Д.М. Котляр

 

 

 

 

Приложение 3. Фотография Е.Д. Шихалевой (Котляр)

 

 

  

Приложение 4. Фотография П. А. Мокина

 

 

 

 Приложение 5. Сочинение Е. Мифтахутдиновой

Четыре лика войны 

01.09.2021 

Сегодня начался новый учебный год, и я решила вести дневниковые записи. Буду рассказывать о всем самом интересном, что происходит в моей жизни! 

Мы полгода не видели друг друга. Встретились в школьном дворе, стоим общаемся, бесцеремонно разглядываем друг друга, затем идем в кабинет! На классном часе говорили о Великой Отечественной войне… 

Прошло 76 лет. Весну Победы мой прадед встречал дома. Наверное, тогда город Конотоп утопал в сиренево-белой дымке, благоухал черемуховыми запахами. Я не знаю, как это было на самом деле... Прадедушку я видела только на фотографии.  

Захотелось снова увидеть его лицо, я достала семейный альбом. Одна фотография… Черно-белая, пожелтевшая от времени. Еще довоенная. На ней Дмитрий Михайлович Котляр запечатлен с другом. Они сидят, рука моего прадедушки лежит на плече товарища. Смотрю на фотографию и пытаюсь представить события далекого прошлого. Мне кажется, что на допросах Дмитрий Михайлович смотрел на полицаев с такой же усмешкой…  

Он родился в 1888 году на Украине в г. Конотоп. Работал в школе учителем биологии. Когда город был оккупирован немецкими войсками, то остался там в качестве связного с партизанами. Был схвачен врагами, его пытали и избивали. И все же он выстоял, дождался своих! Это была последняя его весна, вскоре его не стало.  

А вот еще одна фотография. На ней запечатлен мой прадедушка по папиной линии. Звали его Шамси. Фамилия та же, что и у меня. Он был призван в армию в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны был сержантом, служил в 912-м отдельном саперном батальоне. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». В нашем семейном архиве много послевоенных фотографий, но я люблю разглядывать именно эту. На ней у прадедушки строгое лицо, волевой подбородок, густые брови нависают над глубоко посаженными глазами, непослушный чуб только слегка прикрывает лоб. Вот такие отчаянные и смелые войну выиграли! 

02.09. 

На уроке литературы зашел разговор о произведениях, в которых речь идет о детях. Весной мы прочитали несколько таких, среди них «Детство» Л.Н. Толстого, одноименное произведение М. Горького, но мне почему-то вспомнились «Ранние журавли» Ч. Айтматова. Да, взрослеть непросто… Когда тебя не понимают, тебе тяжело. Когда ребенок потерял мать, ему очень плохо и сложно. Но, наверное, еще тяжелее быть подростком в условиях военного времени, когда по годам и по силам ты еще относительно маленький, а спрос с тебя идет как со взрослого человека! Ч. Айтматов показывает именно таких ребят. Герои повести — ученики 6-7 классов. Их отцы, старшие братья – на фронте! И эти дети должны засеять заброшенные поля, они должны дать хлеб фронту и семьям. Подростки понимают это так же, как понимал свой долг перед отцом и матерью, перед страной мой прадедушка.  

Звали его тогда Пашей, Пашенькой, а то и вовсе Пашкой! Спустя годы односельчане стали произносить уважительно: «Павел Афонасьевич»! И было за что! В послевоенное время он получил немало наград, последнюю присвоенную медаль за доблестный труд Мокину П.А. вручили весной 2020 года. 

Я взяла в руки удостоверение, Павел Афонасьевич получил его в 1946 году, когда выучился на тракториста. С фотографии на меня смотрит совсем юное лицо, ведь ему тогда исполнилось 16! В годы Великой Отечественной войны он жил в деревне Точилка и работал разнорабочим. Всю жизнь прадедушка живет на Режевской земле, как говорится: «Где родился, там и пригодился»! 

В суровое военное время не отставали от мальчиков и девочки! Дочери Д. Котляра Кате, когда в город вошли немцы, исполнилось всего 12 лет. Выживать многодетной семье было очень сложно. Чтобы помочь родным, Катя собирала младших и вела их в лес, там можно было набрать грибов и ягод. За время оккупации девушка очень быстро повзрослела, заботу о семье считала своей обязанностью. Умение же хорошо работать и ладить с людьми пригодилось позже, когда Е.Д. Шихалева стала бригадиром. Вот и на фотографии, опубликованной в газете г. Ирбита, где она работала на мотоциклетном заводе, прабабушка запечатлена в своем цехе. 

03.09. 

Сегодня я заглянула в наш школьный музей. Окинула взглядом витрину, где находятся личные вещи санинструктора А. Левинской. Обратила внимание на большой стол, покрытый кружевной скатертью, на лежащие на нем удостоверения, газеты военного времени. И мой взгляд привычно остановился на музейном комплексе «Стена Памяти». Среди многочисленных фотографий есть четыре, на которых запечатлены мои родные! Смотрю на них и думаю: «Никто не забыт! Ничто не забыто!» 

                                                                             Е. Мифтахутдинова, 8 «В» класс 

Комментариев нет:

Отправить комментарий